вторник, 28 марта 2017 г.

Как научить ребенка читать.

Как научить ребенка читать. Знаю, что тема избитая. Я тут особых велосипедов открывать не буду. Расскажу только, что речь пойдет пока о том, как Алиса училась читать по-русски: когда начинала, что было и т.д.



Ну, начинала я хоть и без фанатизма, но все равно очень рано. Показывала Алисе, когда ей еще и года не было буквы. Сначала гласные (красным цветом), согласные (зеленым). Я до сих пор этот прием использую, потому что прочитала у Сесиль Лупан, что это полезно для развития математических навыков у ребенка. Мне показалось, что здесь есть логика.

Потом пришел черед слогов, которые я, опять же, без фанатизма показывала. После слогов - односложные слова. Этого добра много накопилось. Если все делать в системе, под веселые прибаутки, то отлично продвигается такое научение. Только, во-первых, когда совсем быстро родилась Оля, как-то времени и моральных сил на непонятного назначения занятия резко поубавилось. В итоге я временно решила занять роль наблюдателя, подбрасывала некоторые идеи, могла в нужное время посоветовать. А насчет вместе читать, это практикуем до хрипоты.


И конечно, настало то время, когда старшая дочь уже могла складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Только не видела я, чтобы она особенно стремилась это делать. Я знала, что она знает, но этим все и заканчивалось. А подталкивать совсем не хотелось. Хотя в голове сидели некоторые мысли, из ключевых выделю 3.

Первая книга

Одна из основных сложностей - нет нормальной книги, такой простой-препростой, с которой бы можно было бы начать, затянув ребенка в мир чтения. Я имею ввиду, что сначала нужна книжка, где фраза совсем простая, два-три слова + картинка. И так на каждой странице. Мне кажется это бы имело эффект.

Шрифт

Кроме того, в разных книжках буквы пишут немного по-разному. Не все, конечно, но есть отличия от привычных. А если еще добавить прописные, то уж тут совсем начинаются сложности. Кому такое понравится?!

Собственный пример

Я люблю читать. Дома книг у нас полно. Любой электронной предпочту бумажную. Но как быть, когда сейчас приходится читать и работать на компьютере? Тем не менее я сделала над собой усилие, перенаправив всю работу на дневной сон или любую другую свободную минутку. И теперь если читаю при детях, то только бумажные книги. Это, кстати, сразу принесло видимые плоды.

  • Во-первых, Алиса сказала: "Мама, я хочу научиться читать!" Но тут не надо обольщаться: она итак на тот момент уже умела.
  • Во-вторых, она сделала поделку, где девочка из пластилина в осеннем лесу сидит и читает книжку. Вы-то знаете, что ребенок о чем думает, то и творит. 
  • В-третьих, Оля стала постоянно усаживаться где-нибудь в точно той же позе, что и я, накрывшись пледиком с книжкой в руках.


Короче говоря, я решила разобраться раз и навсегда с буквами, чтобы у Алисы не возникало с ними никаких вопросов. И ненавязчиво привести ее к фразам.

ИГРЫ С БУКВАМИ ИЛИ КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ НА КУХНЕ
 (решаем проблему с шрифтом)

Я написала на карточках буквы, печатные и прописные, маленькие и большие. Мы стали их собирать в кучки по 4 штуки (к примеру, А,а, А, а). Алисе это очень нравилось, потому что напоминало какую-то загадочную игру в карты. Самое главное, эта игра у нас лежала на кухне, и мы начинали в нее играть, пока варилась каша. Таким образом, без всяких торжественных объявления, никто и не подозревал, что тренируется читать.

Следующим пунктом стало выкладывание слов из букв. Я подготовила листы, где написала разные слова, а Алисе нужно было выкладывать из букв на карточках эти же слова. Поскольку на бумаге есть ещё место, его можно заполонять по желанию: нарисовать ассоциативные рисунки на тему этого слова, или написать самотоятельно слово. Тут уже решала она.

Карточки я сделала быстро, не соблюдая никаких приличий в плане размеров. Алисе пришла в голову мысль вырезать их, подгоняя по размеру, а потом вообще решила вырезать буквы - отличное занятие для мелкой моторики. 



Что радостно, она стала проявлять инициативу и в словотворчестве: писать на свободном месте свои слова, пусть они не всегда были из русского или какого-либо другого известного мне словаря, но зато это было очень весело. А смысл построения слова она все равно таким образом тренировала.


Потом ей вообще понравилось самой эти карточки делать. Я только стояла и нарезала ей квадратики, а она писала буквы.


А потом мы уже просто стали складывать из них слова разные: "Мама Му, Кракс, Рождество"... (Ну, вы поняли, что мы тогда читали:-)

Понятное дело, что Оля присутствовала во время занятий, поэтому она не могла остаться в стороне: буквы повторяла, и что-то там сочиняла, и даже рисовала. Она теперь все время буквы повторяет, или по слогам Алисе что-то диктует.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ НА ПРОГУЛКЕ: ОТ СЛОВ К ПРОСТЫМ ФРАЗАМ

Я заметила, что у нас среди слов, которые Алиса читает, присутствуют практически одни существительные. А чтение фразами - это тоже навык. Кстати, как-то во время прогулки Алиса задала вопрос: "А что такое фраза?" Поэтому теперь ответ ей известен. 

Да и во время прогулки читать и писать тоже можно учится. Даже зимой. Вот как раз Алиса начала писать: "Я Алиса", - потом, чтобы поддержать игру, я написала: "Я Марина" - и предложила ей написать дальше "папа Игорь" и "сестра Оля".


ПЕРВАЯ КНИГА

Моя мечта - это, чтобы дети, просто брали книжку, садились и САМИ ее читали. Без меня. Возможно, меня вообще рядом не будет. Я искала такие книжки, которые были бы максимально просты для начального чтения, как уже писала выше: книжка, где фраза совсем простая, два-три слова + картинка. Почитав отзывы, решилась на приобретение серии Татьяны Руссита.

Тут вам предлагают приобрести наборы книжек, которые написаны фразами из одно-, двух- или трехсложных слов. Поскольку я не была готова покупать все 3 набора (скептический настрой - мое второе я), был куплен только самый сложный набор с текстами из трехсложных слов. Читать-то Алиса уже умела. Мне главное было ей показать, как это классно!

В наборе есть еще лист с наклейками: когда книжку прочитаешь, можешь ее приклеить. Сразу видно, создатели знают, что дети любят. Но мне этот момент не понравился, потому что получается, что ребенок читает не ради процесса, а ради наклейки. Несколько наклеек Алиса все же наклеила, потом я их куда-то честно задевала, а она больше не спрашивала.

И все же? Каков результат знакомства с этими книжками? У меня впечатление неоднозначное.

  1. С самого начала Алиса у меня их с руками не оторвала, читать не бросилась. Но такое случается даже с откровенными шедеврами, которые потом годами зачитываем до дыр. Элемент привыкания всегда присутствует. 
  2. Наверное, ей сначала было бы проще с книжками из 2хсложных или односложных наборов. Но я же не ищу легких путей. 
  3. В книжке начального уровня я бы не  использовала междометия, вроде "М-м-м!". Алиса так и прочитала и не поняла, зачем тут эти буквы в ряд выставлены. 
  4. В один прекрасный вечер, когда я что-то там ковырялась на кухне, Алиса решила почитать Оле!!! Взяла одну из книжек и прочитала. Меня не спрашивала. Потом взяла вторую. И тоже прочитала. А потом прибежала ко мне, и поделилась своим (и моим тоже) счастьем. И прочитала мне историю тоже!






Такова Алисина история знакомства с буквами, с приходом к чтению. Она еще только началась, и даже не в активной фазе еще пока. Но она есть, и я довольна. Теперь стоит вопрос, какие еще книжки подкладывать ей. Я экспериментирую. Расскажу вам как-нибудь. 

Спасибо вам, что остаетесь со мной, что читаете, комментируете и помните! 

Весеннего вам настроения, 

Марина

3 комментария:

  1. здорово!
    а как внутри этих книжек?
    и сколько было Алисе, когда ты подготовила карточки на кухне?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поля, привет! Спасибо за комментарий! Специально для тебя добавила в пост несколько фото этих книжек внутри.
      Алисе было ровно 5, когда я делала карточки. Мы приехали после лета в СПб, и я озаботилась:-) А на кухне, потому что в остальное время, могу и забыть:-)

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...